Возвращаюсь к привычной жизни
Мне важно осмыслить опыт, который я получил за полгода, и вернуться в привычный образ жизни.
С февраля моя жизнь подчинялась вопросам лечения и ухода за тяжело заболевшей тёщей. Это напоминало бег с препятствиями на неизвестную дистанцию. Чем дальше, тем непредсказуемее становились барьеры, и меньше сил оставалось.
Что помогало преодолевать трудности?
1. Рутина.
Планировать было сложно из-за возросшей непредсказуемости. В любой момент тёще становилось хуже, приходилось вызывать скорую, дежурить в больнице, искать нужных специалистов, находить требуемые лекарства. При этом даже в день смерти и похорон я стремился выполнить привычную рутину: обрабатывал цели, составлял подробный список задач, читал дневники стодневщиков, хотя бы 15 минут находил на книги, подводил, часто неутешительные, итоги дня.
Получилось не жаловаться на обстоятельства, а принять их вызов. Вопреки сопротивлению обстоятельств 1 сентября очередная Стодневка стартует на новом сайте, с дополнительными возможностями.
2. Бег.
8 сентября побегу полумарафон. Это первый этап моего проекта «Забежавший за 90». У меня мечта – пробежать длинную дистанцию с внуками и прожить побольше в здравом уме и хорошей физической форме.
Чтобы доказать себе и быть примером для внуков, у меня есть список беговых мечт на 25 лет вперёд. В следующем году у меня будет два марафона. На 60 лет хочу подарить себе ультрамарафон 60 км.
Я скрупулезно придерживался планов тренировок. Мой результат на дистанциях измеряется не в минутах и секундах. Испытанная радость, впечатления, а главное воздействие на внуков.
3. Опора на близких – переключение внимания на их трудности.
Мне важно было поддержать супругу, ей досталось на порядок больше. Когда представляешь, насколько сложно близкому человеку жаловаться и уделять внимание своим трудностям, стыдно.
Добыча рецепта на нужное обезболивающее, предложение подменить на дежурстве, поиск необходимого специалиста превращается в интересную игру, радуешься мимолётным результатам и забываешь о себе.
4. ИИ-ассистент.
В моём взаимодействии с нейросетями произошёл качественный скачок от любопытства к осязаемой пользе и внедрению общения с ИИ-ассистентом в повседневную жизнь.
Теперь для меня это подручный инструмент настройки внимания.
5. Стихи и музыка.
Читал очень мало. Больше 2–3 книг в месяц не получалось. Выручали стихи. Вспоминал всё, что когда-то знал наизусть.
С музыкой было проще: в трудную минуту я, не задумываясь, включаю Баха. Переслушал Глен Гульда, заодно и книгу его перечитал.
6. Разрушил чулан с переживаниями.
Страдания близкого, которые наблюдаешь ежедневно, смерть словно протыкает иглой раздутые шарики наших тревог. В моём сознании с детства был тёмный чулан, забитый переживаниями. Чулан не терпел пустоты. Стоило развеять один страх, как словно вакуумом его место затягивалось новыми тревогами.
Когда ежедневно надо решать реальные, а не выдуманные проблемы, сил усложнять себе жизнь не остаётся. В одно из ночных дежурств вдруг вспомнил об убытках по акциям, готов был запустить шарманку тревог о перспективах моих инвестиций. Сложно писать о радости, когда сидишь рядом с умирающим человеком, но я почувствовал лёгкость. Мой запасник со страхами исчез.
Всё познаётся в сравнении.
7. Антихрупкость — это самоуважение.
Неожиданно для себя нашёл ещё одну составляющую антихрупкости. Переживать потрясения, становиться от них сильнее помогает желание уважать себя.
Постоянно помнил о том, как меня воспринимают близкие, особенно дети и внуки. Мне не стыдно за себя. Не удалось съездить с внуком в запланированное путешествие в Питер. Всего на 10 дней забирал его к себе.
Зато ему на лето задали список чтения, и он прочитал для меня притчу Льва Толстого «Деревянная кормушка». Я как раз в этом году встретил похожую сказку в романе Жозе Сарамаго «Перебои в смерти».
Желание донести до Лёвы важность поддержки близких придавало мне сил. Понимание, что именно сейчас я могу заложить в его характер, его будущее, что-то очень важное, придавало мне уверенности.
Возвращаюсь к привычному режиму работы.
Спасибо вам за добрые слова и поддержку.